Сайт посвященный Жану Дельвилю
Сокровища сатаны.
     Жан Дельвиль оставил после себя немного картин, несколько противоречивых биографий и очень много загадок. Пребывал в безвестности почти весь XX век. Может, XXI столетию удастся понять и принять хотя бы часть посланий художника и воздать должное его таланту?
     А если задуматься над «Ангелом света»: кого символизирует сияющая фигура, стремящаяся вырвать человека из терний и змей? Это собственная душа борется с поглощающим тело материальным миром или это отдельная сущность, «ангел, пришедший спасти»?
     Хотя Дельвиль подробно излагал свои идеи в книгах, он никогда не обсуждал и не пояснял свои картины. В результате его холсты полны тайны, однозначно интерпретировать их не получалось ни у мистиков начала века, ни у современных исследователей. Оценки колебались от «жутко-сверхъестественного бреда» до «положительно-магического видения». Взять, к примеру, картину «Школа Платона». По сюжету полотно очень похоже на классическую для живописи тему евангельская проповедь. Да и сам Платон кого-то сильно напоминает... Кстати, подобная параллель между Христом и Платоном встречается и у Блаватской в «Тайной доктрине». Но её книга издавалась небольшими тиражами, распространялась среди «своих» и даже в наше время вызывает большие споры, а тут шестиметровое полотно, вывешенное на всеобщее обозрение. В 1898 году! Даже трудно себе представить, каким шоком было для рядового обывателя увидеть такую трактовку классического сюжета! Одни обнажённые апостолы чего стоят.
Ангелы снаружи или ангелы внутри?
     Сын художника в биографической книге об отце приводит фразу: «Это была его плата за принципиальность».
     К сожалению, этот первый в Бельгии, а может, и в Европе, зал для медитаций не сохранился Такая же участь постигла часть картин художника. Случайно так получилось или нет, однако даже в городе, где жил и работал Жан, в книге «Известные деятели и личности Брюсселя» его имя отсутствует. Да и при жизни его творчество под разными предлогами замалчивалось. Картины участвовали в выставках, даже завоёвывали призы, однако дальше этого дело не шло. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Дельвиль устроился преподавателем в Академию изящных искусств Брюсселя. К концу своей жизни, к 1950-м годам, он оказался совсем никому не известным.
     В Брюсселе Дельвиль знакомится с Джиду Кришнамурти. Индийский учитель проповедует обществу необходимо освободиться от пут, отделяющих одного человека от другого, таких как раса, религия, национальность или принадлежность к какой-нибудь касте или традиции. Такие убеждения близки Дельвилю. К тому же Кришнамурти также нарушитель обетов! Уготованную ему роли мессии и пророка, председателя одного из таинственнейших теософских обществ Адьяр он самовольно променял на жизнь простого проповедника для простых людей. Под руководством Джиду Дельвиль около своего дома возводит специальную башню с комнатой для медитаций. Стены, половицы и потолок в этом помещении были выкрашены в синий цвет.
Комната с синим потолком
     Однако Дельвиль разрывает все клятвы посвящения и покидает Париж. Возвратившись на родину, в Брюссель, он начинает писать картины, наполненные духовным символизмом, работает над книгами. Пишет стихи. Формулирует собственную эзотерическую концепцию. Он уверен время закрытых обществ прошло. И раскрывать глаза на то, в какую бездну заблуждений и безумств материализма погружается мир, необходимо всем людям. Дельвиль верит духовные высоты, считавшиеся доступными лишь для «особо посвящённых», на самом деле возможны для каждого человека.
     В 1890-х годах молодой бельгийский художник и писатель Жан Дельвиль оставляет Париж и возвращается на родину. Почему? Казалось бы, всё, чего он хотел, достигнуто: место в могущественном ордене розенкрейцеров, близость с далеко не последней фигурой в этом тайном обществе самим Пеледаном. Этот считающий себя прямым потомком персидских волхвов мастер берёт Жана под свою личную опеку. Что может быть лучше? Жажда неведомого, с детства мучавшая молодого человека, наконец удовлетворена: сложная философия розенкрейцеров, разнообразие и глубина их идей поражают воображение. А какую карьеру в «братстве розы и креста» можно сделать, вот где будут востребованы его силы и талант!
Свет знания должен светить для всех!
Первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание», стал бельгиец Жан Дельвиль. Однако все его картины, публикации, книги оказались на долгое время неизвестными для публики По воле случая? Или находящиеся в тени «посвящённые», считающие себя истинными правителями на этой планете, так его наказали? Как Прометея.
В конце XIX века просвещённая Европа почти полностью погрузилась в оккультизм и эзотерику. Ложи, кружки, союзы... кого из крупных политических или общественных деятелей того времени ни возьми он обязательно окажется членом какого-нибудь интересного тайного общества. А какое разнообразие экзотических ритуалов, сколько противоречащих одна другой философий встречаешь, изучая эти «закрытые братства»! Но, конечно же, первое, с чем знакомишься, правило: «Наше общество закрытое, наше знание не для всех!» Это табу считалось основой существования любой подобной организации.
П Р О М Е Т Е Й    И З    Б Р Ю С С Е Л Я
Жан Дельвиль. Jean Delville. "Прометей из Брюсселя"
Комментариев нет:
Отправить комментарий